Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 (Детский сад №4) г.Нелидово Тверской области
|
Открытый показ воспитателя Тупикиной О.А.28 апреля в старшей "А" группе прошла познавательно-исследовательская деятельность "Лаборатория воды" Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Лаборатория воды» Цель: расширить и закрепить представления детей о свойствах воды. Основные задачи: 1. Образовательные задачи: · Формирование целостной картины мира, расширение кругозора: продолжать знакомить детей с явлениями природы, закрепить знания детей по вопросу свойств воды; · Развитие свободного общения со взрослыми и детьми: Продолжать развивать у детей интерес к общению со взрослыми и детьми (внимательно слушать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы), формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателем и детьми; вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие. Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи: формирование словаря – вводить в словарь детей существительные:лаборатория, опыты, оборудование . · помогать употреблять глаголы характеризующие свойства воды: течёт, смачивает, впитывается, растворяет; · развитие связанной речи – вовлекать детей в общую беседу стимулировать проявление активности в беседе; формировать у детей умение вести диалог с воспитателем: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос воспитателя, говорить в нормальном темпе, слушать пояснения педагога; 2.Развивающие задачи: · Способствовать развитию любознательности; · Развивать внимание детей; · Способствовать развитию логического мышления: определять тему, проблему исследования, последовательность исследовательской деятельности, анализировать результаты. 3.Воспитательные задачи: · Продолжать воспитывать культуру поведения; · Воспитывать у детей уважительное отношение к окружающей среде; · Формировать понимание важности воды для всех объектов на планете. Оборудование и материалы: - карточки-капельки с загадками, схемы: «Свойств воды», иллюстрации по теме «Вода» Раздаточный материал на каждого ребёнка: лоток для раздаточного материала, одноразовые, прозрачные стаканчики с водой, салфетки, апельсиновый сок, молоко, соломинки для коктейля, ведерко. Место проведения - групповое помещение. Предварительная работа: Занятия по блоку «Вода», Беседа с детьми о значении и свойствах воды, просмотр фильма: «Урок чистой воды», сказки Н.А. Рыжовой «Как люди обидели речку», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, рисование на тему: «Море и его обитатели», проведение отдельных опытов с водой. Чтение сказки «О рыбаке и золотой рыбке». Просмотр мультфильма «Чебурашка и Крокодил Гена чистят речку» Методические приемы: Беседа; Вопросы; Совместная деятельность педагога с детьми (экспериментальная деятельность); Загадки; Сюрпризный момент, Игра. Первая часть: (информационно-познавательная) Доброе утро! Я вам говорю Доброе утро! Я вас всех люблю! Желаю Вам хорошо заниматься! Слушать внимательно, ума набираться. Приветствие гостей. Предлагаю собраться на ковре образуя круг , взявшись за руки. В центре круга глобус накрыт большой салфеткой. - Ребята, сейчас мы с вами поиграем в ученых, исследователей. - Скажите, чем занимаются ученые? (ответы детей) -Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал. - Где работают ученые? (в научной лаборатории) - Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории? (быть аккуратными, не спешить, внимательно слушать, не толкаться и соблюдать тишину.) - Но, чтобы попасть в лабораторию нам, ребята надо узнать тему наших исследований. И первая подсказка стоит перед вами, отгадайте что это? Загадка: На ноге стоит одной Крутит, вертит головой Нам показывает страны, Реки, горы, океаны. (глобус) - А что такое глобус? (Глобус – это модель Земли). - Правильно, дети, глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. - Посмотрите, какой он разноцветный. Какие цвета вы видите на нем? (синий, желтый, зеленый, коричневый) . - А как вы думаете, что изображено на глобусе зеленым цветом? Желтым? Коричневым? Синим?(леса, горы, пустыни, моря и реки) - А какого цвета на глобусе больше? Как вы думаете, что это значит? (Значит, что воды больше) - Да, ещё в древности, когда люди научились строить корабли и стали плавать на них по морям и океанам, то узнали, что суши намного меньше, чем, воды и мы с вами в этом убедились. Вода – чудо природы. Благодаря ее волшебным свойствам ни одно существо не обходится без воды. Без пищи мы можем прожить 3-4недели. Без воды человек может прожить не больше 3-4 суток. ПРЕЗЕНТАЦИЯ Кто знает, откуда берется вода? Быть может, из снега? Быть может, из льда?
Чтоб нам о воде все-при все разузнать,
В: Я читаю загадку, а вы показываете иллюстрацию с отгадкой (картинки – отгадки вывешиваются на мольберт). Мочит поле, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь это-… (дождь) С неба падают зимою И кружатся над землею Легкие пушинки, Белые… (снежинки) Сверху одеяло На землю упало, Самой лучшей ваты Мягче и белей. Травкам и козявкам, Всем зверушкам малым Спать под одеялом До весенних дней. (снег) У нас под крышей Белый гвоздь висит, Солнце взойдет- Гвоздь упадет. (сосулька) Не колючий, светло-синий, По кустам развешан… (иней) Утром бусы засверкали, Всю траву собой заткали. А пошел искать их днем Ищем, ищем – не найдем. (роса) Пушистая вата – плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (облака) По небесам оравою, Бегут мешки дырявые, И бывает иногда Из мешков течет вода. Спрячемся получше, От дырявой… (тучи) Прозрачен, как стекло А не вставишь в окно. (лед) - Что объединяет все наши отгадки? (Это вода.) II часть: Практическая (Опытно-экспериментальная) И сейчас мы с вами как настоящие ученые будем проводить опыты с водой, выясним свойства воды, а для этого вам необходимо занять свои рабочие места. (Дети рассаживаются по два человека за один стол.) - Приступим к нашему исследованию. Опыт №1. «Вода - жидкость». Возьмите стаканчик с водой и вылейте немного воды на блюдечко. Выливайте медленно, чтобы увидеть, как вода течет, льется и растекается. Почему вода растеклась по нашему блюдечку. (ответы детей). Совершенно верно. Если бы вода была не жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не смогла бы течь из крана. А поскольку вода жидкая и может течь, то её называют жидкостью. Вывод: вода – жидкость. Не имеет формы Опыт№ 2. «Вода бесцветная» - А сейчас возьмите стаканчики с водой с молоком. - Какого цвета молоко? (белого). А можно ли сказать про воду, что она белого цвета? (ответы детей) Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная. Ребята, поставьте стакан с водой на картинку, видно её? Теперь поставьте стакан с молоком. Что вы обнаружили? Вывод: вода – прозрачная жидкость. Опыт № 3. «Вода не имеет запаха». - Ребята, понюхайте воду и скажите, чем пахнет. (У воды нет запаха). - Понюхайте стакан с соком (апельсиновый). Ребята, вода не имеет запаха, если она чистая. А вода из водопроводного крана может иметь запах, т.к. её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной. Вывод: вода не имеет запаха. Опыт № 4. «Вода не имеет вкуса». - Ребята, попробуйте воду на вкус. Есть ли у нее вкус? (Нет). - А теперь попробуйте сок. Есть ли у него, вкус? (Да). Вывод: Вода не имеет вкуса. - Делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Как считают наши учёные? Давайте выйдем из-за своих лабораторных столов и пройдём на ковёр. (Дети располагаются на ковре в произвольном порядке.) Физ. минутка.Пластический этюд “Ходят капельки по кругу” В: Я буду мама Тучка, а вы мои дети - капельки. Вам пора отправляться в путь. ( звучит «Солнечная капель» муз. С. Соснина). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками (составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (капельки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла- текла речка и попала в большой – пребольшой океан (дети двигаются по кругу). Плавали-плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх, испарились они под лучами солнца, вернулись к маме Тучке. - Отдохнули, ребята? Опыт 5. об очищении воды (показ воспитателя) Опыт 6. Способность воды отражать предметы. - Приглашаю всех подойти к моему столу. Скажите, что на нём стоит? (Таз с водой) - Давай все по очереди заглянем в него. Что вы там увидели? (Своё лицо, отражение.) - А где ещё можно увидеть своё отражение? (В зеркале, в витрине магазина и т.д.) - Значит, вода может отражать предметы, так же, как зеркало. Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? (Очень плохо, оно размытое) Вывод: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто. Берегите воду Вода- это то, что всем жизнь нам дает.
Где водится грязь, там лягушки живут.
Не менее, впрочем, полезна вода
Давайте же воду все будем беречь.
Итог занятия В: Что вы узнали о воде? Какими свойствами обладает вода. Мы с вами сегодня узнали о свойствах воды, проводя опыты с водой. Я думаю, обо всем интересном, что вы узнали сегодня в нашей лаборатории, вы расскажете своим друзьям и родителям. Вода имеет и другие свойства. О них мы узнаем на наших следующих занятиях.
28 апреля 2016 в 13:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.