Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 (Детский сад №4) г.Нелидово Тверской области
|
«Воспитательное значение детских игр»«Воспитательное значение детских игр» Воспитание человека, формирование его личности начинается с детства. С первых лет жизни важно прививать ребенку привычку к самостоятельности, умение жить интересами коллектива, стремление познавать мир. Практика воспитания детей показывает, что немаловажным фактором воспитания этих качеств является игра. Игра в этом случае выступает как подготовительный этап развития ребенка, как начало воспитания важных личностных свойств и как переходный момент к включению ребенка в более сильные и эффективные с воспитательной точки зрения виды деятельности: общение, обучение и труд. Поэтому использование игр в наше время - явление не только закономерное, но и необходимое. Игра только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она властно требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека. Н.К. Крупская во многих статьях писала о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «...Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Советский педагог В. Л.Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В высказываниях великих педагогов - К.Д. Ушинского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко - игра рассматривается как самостоятельная деятельность детей, в которой они наиболее полно раскрывают свою индивидуальность и «мастерят» личность. «Очень важно не шаблонизировать игры, а давать простор детской инициативе. Важно, чтобы дети сами придумывали игры, ставили себе цели. Педагог не должен стеснять инициативу ребят, расхолаживать их, навязывать им те или иные игры...». Проблема использования игр, как в обучении, так и в организации досуга возникла уже давно. Как педагогическое явление игру одним из первых классифицировал Ф. Фребель, теория игры являлась основой его педагогической теории. Подметив дидактичность игры, он доказал, что игра способна решать задачи обучения ребенка, давать ему представление о форме, цвете, величине, помогать овладевать культурой движения, что с помощью игры решаются практически все педагогические задачи. Д.Б. Эльконин трактует игру как «деятельность, возникающую на определенном этапе, как одну из ведущих форм развития психических функций и способов познания ребенком мира взрослых». Кроме того, ученые отмечают, игра - это: 1. Выход в другое состояние души. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает ребенок в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил. 2. Развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры. 3. Порядок: система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире. 4. Создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению. 5. Увлеченность: в игре нет частичной выгоды. Она интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности. 6. Возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок. 7. Понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. 8. Физическое совершенствование: поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием. 9. Возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. 10. Возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее. 11. Развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций. 12. Развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца. 13. Радость общения с единомышленниками. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр. Таким образом, каждому воспитателю необходимо использовать игры, потому что игра - своеобразная школа чувств ребенка. Играя, он ведет себя соответственно, и проявляет доброту, внимание, ласку, чуткость, вежливость. В игре ребенок поставлен перед необходимостью, соблюдать правила игры, подчиняя свое личное коллективу. Игра должна будить в ребенке добрые чувства и в этом случае, она оказывает благотворное влияние. Статью составила Дементьева О.Ю.
17 мая 2012 в 10:00
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.