Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 (Детский сад №4) г.Нелидово Тверской области

"Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников"

   Игра "Необычный волейбол"

Цель. Совместными действиями максимально продержать мяч в воздухе.

Правила. Участники команд, выстроившись через одного из каждой команды, образуют круг. По сигналу воспитателя дети начинают подбрасывать и перебрасывать мяч любому участнику игры. Если мяч быстро падает, расстояние между иг­роками уменьшается, для того чтобы увеличить время пребыва­ния мяча в воздухе. Первоначально вместо мяча может исполь­зоваться надувной шарик. Учитывается время удержания мяча в воздухе или количество ударов по мячу. Игра может повто­ряться несколько раз.

Игра «Густой туман»

Цель. Преодолеть препятствия с помощью друга.

Правила. Участники, разделенные на две команды, обра­зуют смешанные пары. Игроки одной команды - ведомые, иг­роки другой - ведущие. Всем ведомым завязывают глаза. По сигналу воспитателя ведущий, подсказывая и поддерживая партнера, ведет его через препятствия, невидимые из-за густого тумана. Используется три-четыре препятствия, например: гим­настическая скамейка - канатный мост над пропастью; поли­функциональная детская игрушка - туннель; мягкое бревно на стойках - бревно через болото. Первоначально игра проводит­ся без учета времени. По мере освоения можно учитывать вре­мя прохождения дистанции каждой командой. Акцент. Способствовать возникновению между партнера­ми доверия и взаимопомощи. Учитывать трудности, возникаю­щие у партнера.

Игра «Музыкальные стулья»

Цель. Сесть на стул или колени партнера.

Правила. В центре зала по кругу расставлены стулья спин­ками к центру. Количество стульев равно числу участников. Под музыку дети бегают вокруг стульев в одном направлении. Музыка останавливается, дети должны быстро сесть на ближай­ший стул. Перед каждой остановкой музыки убирается один стул, а игрок, которому не хватило стула, садится на колени ближайшего игрока. Игра заканчивается, когда остается один стул и образуется длинная цепочка сидящих друг у друга на ко­ленях игроков. Можно разделить детей на две команды и фик­сировать лучшее время, определяя таким образом команду-по­бедителя, или игроков команд одеть в разную форму, и после остановки музыки дети могут сесть только к своим партнерам. Акцент. Объединение детей, поддержка и внимание к партнеру.

Игра «Обруч – помощник»

Цель. Набрать как можно больше очков.

Правила. Дети делятся на пары, один из игроков бросает мяч, а другой ловит его в обруч. После броска мяча игрок с обру­чем двигается навстречу мячу или дает возможность мячу проле­теть в обруч. Игрок, выполняющий броски, стоит в обруче мало­го диаметра и не выходит из него. После пяти бросков дети меня­ются местами и ролями. Каждый пойманный мяч дает одно очко. После десяти совместных бросков подсчитываются очки, на­бранные каждой парой, и определяется пара или несколько пар победителей. Можно подсчитывать общее количество попаданий всеми игроками. Акцент. Взаимодействие, помощь партнеру в достижении цели.

Игра «Разноцветные кольца»

Цель. Удержать кольцо на голове, выполняя разнообраз­ные движения.

Правила. По сигналу воспитателя, под музыку игроки свободно двигаются по залу с разноцветными кольцами на го­лове, руки к плечам. Уронивший разноцветное кольцо игрок за­мирает, а любой другой игрок должен поднять кольцо и поло­жить партнеру на голову, не потеряв при этом своего. Можно фиксировать максимальное время удержания колец после сиг­нала о начале игры. Каждое повторение игры сопровождается сменой положения рук (за спину, в стороны, вперед и т. д.). Акцент. Не уронить кольцо - хорошо, помочь вернуть кольца другим игрокам - еще лучше.

 Игра «Огненный шар»

Цель. Совместно удержать большой мяч в воздухе.

Правила. Все игроки пытаются как можно выше подбра­сывать руками вверх огромный мяч (диаметром от 80 до 120 см в зависимости от возраста детей), не давая ему упасть на пол. Фиксируется время удержания мяча от падения. Игра повторя­ется несколько раз, определяется лучшее командное время. Иг­роков можно разделить на две команды для определения побе­дителя.

Вариант выполнения игры: из положения лежа на спине, руки с опорой на предплечья, ноги вперед. Акцент. Удержать мяч можно, только помогая партнерам.

Игра «Гигантский прыжок»

Цель. Каждому выполнить свой самый длинный прыжок.

Правила. Дети делятся на две команды, каждый участник игры выполняет один длинный прыжок. Началом прыжка для последующих игроков (от второго до десятого) является место приземления предыдущего ребенка. Измеряется длина гигант­ского прыжка всех участников. Выигрывает команда, послед­ний участник которой дальше всех приземлится. Можно вы­полнять один прыжок всеми детьми, взявшимися за руки, и из­мерить его длину. В последующем (при участии одних и тех же игроков или одного и того же количества участников) длину прыжков следует сравнивать с полученным результатом.

Игра «Ножки – сороконожки»

Цель. Прыгать вперед, поддерживая друг друга.

Правила. Участники образуют круг, положив левую руку на плечо впереди стоящего партнера и взяв правой рукой правую ногу того, кто стоит впереди (сзади); после этого все пытаются совместно прыгать по кругу на левой ноге. В помощь детям зву­чит музыка с постепенным нарастанием темпа. После каждой остановки игроки меняют направление движения. Игра повторя­ется 2-4 раза. Первоначально воспитатель оказывает помощь любому из участников цепочки, придерживая его за руку. Акцент. Помочь партнеру, поддержать его, при этом са­мому не стать причиной падения игроков.

Игра «Локомотив»

Цель. Двигаться с такой скоростью, с которой передвига­ется самый медленный вагон.

Правила. Дети группами по четыре-пять человек вы­страиваются в колонну и образуют поезда. Впереди стоящий ребенок становится машинистом локомотива, задающим на­правление движения и определяющим дорогу. Любое препятст­вие означает станцию. Если она свободна, локомотив останав­ливается и машинист сменяется другим игроком, а сам встает назад. После этого весь поезд преодолевает станцию (туннель, мост через реку - гимнастическая скамейка, лес - дорога мимо гимнастических стоек). Когда на станции встречаются два поезда или более, они проходят ее по очереди, а затем дви­жутся дальше. Акцент. На взаимодействие детей между собой, соотноше­ние скорости всего поезда со скоростью отдельных вагончиков.

Игра «Фабрика дров или бревнышко»

Цель. Переместить партнера на определенное расстояние совместными усилиями.

Правила. Все игроки ложатся в ряд на живот, руки вверх; расстояние между игроками 30-50 см. Один из участни­ков - бревнышко - ложится в начало ряда поперек. По сигна­лу воспитателя дети начинают равномерно вращаться в сторону, транспортируя бревнышко. Коснувшись рукой последнего в ряду игрока (он быстро откатывается в сторону), бревнышко ложится на его место, а игрок готовится к транспортировке. Звучит команда «Обратный ход!", и дети повторяют движения в обратную сторону. Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не пройдет путь бревнышка. Музыкальное сопровож­дение усилит эмоциональный эффект. Акцент. Общими усилиями, независимо от размеров участников игры, осуществить продвижение по конвейеру. Дети получают много положительных эмоций.

Игра «Живой стульчик»

Цель. Образовать живой стульчик, поддерживая партнеров.

Правила. Дети встают в круг, лицом к центру, руки в сторо­ны в замок. Под звуки волшебной музыки дети начинают идти вперед, до тех пор, пока не коснутся плечами партнеров с обеих сторон. Затем игроки поворачиваются на 90° вправо и начинают медленно приседать — садиться на колени сзади стоящего игрока. По мере роста доверия и освоения игры детям можно предложить в этом положении попытаться продвигаться вперед. Игра может повторяться несколько раз в одном или разных направлениях. Акцент. Совместными действиями и переживаниями приобретается опыт доверия.

Игра «Пьедестал для всех»

Цель. Максимальному количеству участников устоять на пьедестале.

Правила. Участники размещаются по всему залу, в цен­тре располагается пьедестал высотой 40-60 см. По сигналу воспитателя дети стараются встать на пьедестал. Когда макси­мальное количество игроков стоит на пьедестале, звучит ко­манда «Три секунды!», за это время ни один участник не дол­жен упасть. Акцент. Помочь подняться детям маленького роста, под­держать тех, кто стоит на краю.

Игра «Ущелье летучих мышей»

Цель. Быстро  пробежать  по  ущелью и  спасти летучую мышку.

Правила. Все игроки встают на четвереньки в ряд на рас­стоянии 1 - 1,5 м от входа в ущелье (полифункциональный модуль  - игрушка гусеница, на верху внутренней части которой прикреплены любые игрушки, лучше мягкие). По сигналу вос­питателя игроки устремляются к ущелью, проползая по кото­рому, каждый игрок спасает одну мышку (срывает ее и выно­сит из ущелья). После выхода из ущелья мышек отпуска­ют - складывают на рейки гимнастической стенки. Можно фиксировать общее время прохождения по ущелью игроками. Акцент. Взаимопомощь при спасении мышек, уступчи­вость в ущелье; чем меньше будешь толкаться, тем быстрее все покинут ущелье.

Игра «Цифры - непоседы»

Цель: Пробежать, взять нужное количество кружочков и написать цифру на доске.

Правила: Игроки делятся на четыре-пять команд по че­тыре игрока в каждой, встают в одном конце зала, а на проти­воположном конце расположены корзины с большим количе­ством разноцветных геометрических фигур. За спиной каждой команды на высоте 1,5-2 м закреплена доска. Воспитатель на­зывает любую цифру, например 9. Каждая группа детей бежит к корзине, берет нужное количество кружочков (дети у корзи­ны определяют сами, кто сколько понесет кружочков, но не менее одного у каждого ребенка) и бегом возвращается обрат­но. Затем дети по одному подходят к гимнастической стенке и записывают на доске, сколько кружков они принесли, после чего все кружки складываются вместе.

Игра может усложниться, если воспитатель дает отдельное задание каждой команде, тихо называя нужную цифру для каж­дой из них, и только после этого следует начало игры. Акцент: Внимание к заданию, навыки счета при двига­тельных действиях, совместная помощь при подсчете.

Соревновательная игра «Каракатица»

Цель. Быстро пробежать этап, перекатывая стопами гим­настическую палку.

Инвентарь. Деревянные или пластмассовые гимнастиче­ские палки.

Содержание игры. Участники делятся на две команды, каждый участник принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед, согнуты в коленях, руки в упоре сзади. Игроки вы­страиваются в колонну, которую завершает капитан. По сигна­лу воспитателя «Марш!» ребенок, опираясь на кисти и пятки, начинает движение до поворота, разворачивается и возвраща­ется обратно, не прекращая стопами перекатывать гимнастиче­скую палку. Передав эстафету своему другу по команде, ребе­нок встает за последним участником команды.

Правила. Выигрывает команда, капитан которой первым заканчивает игру. Игра повторяется 2 раза с музыкальным со­провождением или без него.

 Кооперативная игра

Цель. Передать эстафету за наиболее короткое время.

Инвентарь. Модульные поролоновые бревна.

Содержание игры. Участники двух разных команд об­разуют смешанные пары.  Первая  пара, перед линией старта, принимает положение седа на ягодицах, ноги вперед согнуты в коленях. Пары выстраиваются друг напротив друга. По сигналу воспитателя пара перемещает стопами модульное бревно и пе­редает эстафету второй паре, которая продолжает движение в обратном направлении. Затем бревно передается третьей паре, и так до тех пор, пока последняя пара не финиширует.

Правила. Фиксируется общее время всех игроков, затра­ченное на прохождение дистанции. С этим временем сравнива­ется командный результат в последующих повторениях данной игры.

Кооперативная игра

Цель. Показать лучшее время в прыжках на хоппах.

Инвентарь. Мячи для прыжков с ручками - хоппы.

Содержание игры. Все дети, сидя на хоппах, выстраи­ваются в колонну перед стартовой линией. Первый ребенок, стоящий на стартовой линии, по сигналу воспитателя выпол­няет прыжки до отметки, огибает ее и возвращается обратно, передав эстафету следующему участнику касанием плеча.

Правила. Фиксируется общее время прыжков всей ко­манды. Игра повторяется 2-3 раза (можно менять последова­тельность игроков).

Игра "Дружные пальчики"

Цель.Быстро переложить карандаши в обруч.

Инвентарь. Карандаши и обручи.

Содержание игры. Участники  де­лятся на две команды. Для каждой команды разложены  два-три  обруча. Вокруг  обруча располагаются четыре участника. Перед об­ручами на расстоянии 1-2 м разложены че­тыре лоточка с десятью карандашами в каж­дом. По сигналу воспитателя игроки берут пальцами стоп каждой ноги по карандашу, быстро доходят до обруча, опускают в него карандаши и бегом возвращаются к оставшимся. Если игрок в движении теряет карандаш, он оста­навливается, подбирает его и продолжает движение. Заполнив обруч карандашами, дети поднимают руку.

Правила. Выигрывает команда, игроки которой первыми завершают перенос карандашей. Индивидуальный вариант игры: все дети сидят на стульях, перед каждым лоточек, справа и слева от которого находится по восемь-десять карандашей. По сигналу воспитателя надо быстро переложить карандаши каждой ногой в лоток. Учитывается как общее время, так и время выполнения работы каждой ногой. Побеждает ребенок, затративший на выполнение задания наименьшее количество времени.

Кооперативная игра

Цель. Быстро переложить карандаши совместными дейст­виями.

Инвентарь. Деревянные карандаши.

Содержание игры. Все дети делятся на пары. Игроки каждой пары сидят напротив друг друга, между ними лоток, справа и слева от которого разложены по шесть-восемь пало­чек. По сигналу воспитателя надо одновременно (двумя стопа­ми каждого из игроков в паре) взять палочку слева или справа и перенести ее в лоток.

Правила. Если пара быстро справляется с заданием, она помогает соседям. Игра заканчивается, когда все палочки уло­жены в лотки. Фиксируется общее время всех участников.

Не соревновательная игра

Цель. Удержать и не потерять шарф. Возможно дополни­тельное название «Канатный мостик».

Инвентарь. Шарф.

Содержание игры. Участники парами, держась за руки, выстраиваются перед извилистой дорожкой, созданной из прямоугольных модулей. У детей, стоящих справа по на­правлению движения, в правой руке и пальцах стопы длинный шарф; то же у детей, стоящих слева. По сигналу воспитателя дети идут по канатному мосту над пропастью, а для того что­бы не упасть, помогают и поддерживают друг друга. Идти надо медленно, не выпуская шарф из пальцев стопы. Спустившись с моста, дети скручивают его соответственно в правую и левую стороны.

Правила. В результате, когда последний участник прохо­дит над пропастью, дети образуют два больших круга. Игра способствует развитию заботы о другом человеке.

Соревновательная игра

Цель. Быстро передавать пальцами стоп шарф партнеру.

Инвентарь. Шарф.

Содержание  игры. Участники делятся на две команды. Каждая команда образует круг из детей, сидящих руки в упоре сзади, ноги обращены в центр круга. Капитаны команд сидят, соприкасаясь спинами, пальцы стоп каждого удерживают начало длинного легкого шарфа. По сигналу воспитателя игроки пере­дают шарф друг другу, каждый предыдущий игрок продолжает его передачу. Игрок, выронивший шарф, зарабатывает штрафное очко и ложится на пол, руки за голову. Капитан, команда кото­рого первой образовала волшебный круг из шарфа, поднимает руку.

Правила. Выигрывает команда, быстрее других закончив­шая продвижение шарфа по кругу с наименьшим количеством штрафных очков. Индивидуальный вариант игры: перед каж­дым ребенком, сидящим на полу или стуле, лежит шарф оди­наковой длины. Надо как можно быстрее собрать пальцами стоп шарф в

среднем отделе стопы. Выигрывает участник, вы­полнивший задание с наименьшим временем.

Кооперативная игра

Цель. Удерживая шарф, передавать его по кругу.

Инвентарь. Шарф.

Содержание игры. Все участники образуют большой круг. Исходное положение такое же, как и в соревновательной игре. Шарф, сшитый по кругу, держат все игроки. У любого иг­рока (выбранного детьми и постоянно меняющегося) в пальцах стопы начало длинного шарфа (другого цвета). По сигналу вос­питателя дети начинают передавать его в заданном направле­нии, при этом сами все время удерживают шарф от падения. Игра завершается, когда начало шарфа оказывается в пальцах выбранного для этого этапа игры ребенка.

Правила. Учитывается общее время, затраченное на прохождение шарфа по кругу. Можно менять направление движения и сравнивать полученное время. Первоначально игра проводится из положения лежа на спине с опорой на предплечья.

Не соревновательная игра

Цель. Двигаться по обручу, касаясь его только серединой стопы.

Инвентарь. Обручи.

Содержание игры. По залу разложены обручи. Участ­ники игры по четыре-шесть человек стоят серединой стопы на обруче, спиной в центр. Под музыку дети приставными шагами идут по кругу, стараясь пальцами и пяткой не касаться пола. Руки и туловище выполняют плавные движения, напоминаю­щие движение травы под водой. По сигналу «Вода уходит!» дети поворачиваются лицом в центр обруча, берутся за руки, приседают, лбом касаясь коленей.

Правила. Игра повторяется 2 раза - спиной в центр и спиной наружу.

 Игра «Юла»

 Все ребята знают юлу – вот она (показывает рисунок, а потом игрушку).

С Юлой можно затеять веселую игру. 5–6 ребят становятся в кружок. Один берет фанеру такой величины, как тетрадь, запускает на ней юлу и быстро говорит: «У меня была юла, поюлила и ушла».

Сказав эту скороговорку, нужно сейчас же передать фанерку с юлой соседу справа. Так юла переходит от одного играющего к другому; передавать ее дальше можно только тогда, когда скажешь скороговорку.

У кого-то из ребят юла упадет боком на фанерку и «замрет». Тогда все кричат: «Юла замерла!».

Тот, у кого на руках замрет юла, считается «зевакой», – он передает юлу вместе с фанеркой своему соседу, а сам скачет по кругу на одной ножке. Когда зевака доберется до своего места, его сосед запускает юлу, и игра продолжается.

Смотрите, как бы, передавая фанерку, не уронить юлу на пол: кто уронит юлу, тоже становится зевакой – ему придется скакать на одной ножке.

 Игра «Внимательные соседи»

 Участники игры становятся по кругу и рассчитываются на первые и вторые номера. Так составляются две команды, которые состязаются между собой.

В середине круга ведущий. Он кидает мяч любому игроку и одновременно задает ему какой-либо короткий вопрос («Ты любишь играть?», «Внимательный у тебя сосед?», «Когда ты пойдешь в кино?» и т. п.). Ответить на вопрос должен не этот игрок, а его сосед справа.

Тот, кому брошен мяч, ловит его и сейчас же возвращает ведущему, называя свой номер: первый или второй.

Сосед справа должен ответить на вопрос раньше, чем ведущий поймает мяч, при этом нельзя произносить слова «да» и «нет».

Участник игры, который ловит мяч от ведущего, может по невнимательности сам ответить на вопрос. Тогда ведущий штрафует 1 очком команду, к которой принадлежит игрок, допустивший ошибку.

Другая команда штрафуется, когда отвечающий скажет одно из запрещенных слов или в том случае, если ведущий не получит ответа раньше, чем поймает мяч.

Побеждает команда, которая к концу игры оштрафована меньшим количеством очков.

 Игра «Загадочный предмет»

 Выбрав водящего и попросив его уйти из комнаты, участники игры садятся по кругу; по уговору они задумывают какой-нибудь один предмет.

Водящий возвращается в комнату и подходит по очереди к участникам игры. Каждый называет какое-либо качество задуманного предмета. Один, например, говорит: «круглый». «Овальный», – утверждает другой. «Зеленый», – слышит водящий от третьего. «Белый»… «Полосатый»… «Сладкий»… «Сочный». – «Арбуз», – догадывается водящий по этим как будто разноречивым признакам.

Кто в последнюю очередь назовет качество задуманного предмета, тот сменяет водящего. Играющие загадывают другой предмет, и игра продолжается.

Может случиться, что участники игры назовут десять различных качеств задуманного предмета, а он все-таки не будет отгадан. Тогда водящий уходит из комнаты и, возвратившись, отгадывает другой предмет, задуманный играющими.

 Игра «Ловушка»

 Играющие становятся в три круга, расположенные один в другом. Расстояние между кругами не более 1 шага.

Держась за руки, все идут с песней по кругу: крайних два круга – в одну сторону, а средний круг, хлопая в ладоши, идет в другую сторону.

По сигналу ведущего игры все три круга останавливаются.

Стоящие в крайних кругах поворачиваются друг к другу лицом и быстро соединяют руки так, чтобы между ними оказался кто-либо из среднего круга. Стоящие в среднем кругу быстро приседают, опустив руки, и стараются таким образом ускользнуть из ловушки.

Те, кому это не удастся, считаются пойманными и переходят из среднего в два крайних круга. Игра повторяется несколько раз. Выигрывают те ребята, которые не попадут в ловушку.

 Игра «Шапка-невидимка»

Держа руки за спиной, играющие становятся плечом к плечу по кругу. У одного из них в руках «шапка-невидимка» – треуголка, сложенная из листа бумаги. Водящий – в середине круга.

По сигналу участники игры начинают передавать за спиной шапку друг другу, стараясь делать это так, чтобы водящий не знал, у кого она находится.

Водящий ходит по кругу и зорко следит за движениями, играющих. Время от времени он останавливается и, указывая на одного из игроков, громко говорит: «Руки!». Тот, к кому обращается водящий, должен сейчас же вытянуть руки вперед. Если при этом шапка окажется у игрока, он сменяет водящего.

В минуту опасности нельзя бросать шапку на пол. Нарушивший это правило выходит из игры.

Любой участник игры, когда к нему попадает шапка, может надеть ее себе на голову, если только водящий не обращает на него внимания или находится не очень близко. Секунду, покрасовавшись в шапке, надо снять ее и пустить по кругу. Если водящий запятнает, когда шапка на голове, придется уступить ему свое место, а самому водить.

                                                                           (О.В. Козырева, Москва, «Просвещение», 2007)

17 мая 2012 в 10:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.