Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 (Детский сад №4) г.Нелидово Тверской области
|
"Использование метода проекта в работе по взаимодействию ДОУ и семьи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"Дементьева Ольга Юрьевна заведующая К сожалению, сегодня нельзя сказать, что взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи находятся на удовлетворительном уровне. Большое количество современных педагогических публикаций посвящено этой проблеме, проводятся специальные исследования, посвящённые взаимодействию семьи и образовательного учреждения и социума в целом, но реальная практика очень медленно меняется в лучшую сторону. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Это касается и нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Поэтому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. «Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценностей, выражение нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеждения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении» [1. с. 28]. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им. Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при взаимодействии ДОУ и семьи, направленные на морально - ценностные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям. Нравственные формирования личности дошкольника требует не только единства воспитания родителей и педагогов, но и соблюдения определённых педагогических условий: - чёткой поставки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе; - гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребёнка, его состояние, мотивы поступков; - создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма [2]. Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность. Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста. Для того чтобы овладеть методом проекта, необходимо знать, что проекты могут быть разными, они классифицируются: · по составу участников; · по целевой установке; · по тематике; · по срокам реализации. Типы проектов в ДОУ: исследовательско – творческий; ролево-игровой; творческий; иноформационно – практико – ориентированный. Виды проектов в ДОУ: творческий, комплексный, межгрупповой, групповой, индивидуальный, исследовательский. Продолжительность проектов в ДОУ: краткосрочный проект; проект средней продолжительности; долгосрочный проект. Основные условия применения метода проектов сводятся к следующему: существование проблемы, требующей решения путем поиска; значимость предполагаемых результатов (познавательная, практическая, теоретическая); применение исследовательских (творческих) методов при проектировании; структурирование этапов выполнения проекта; самостоятельная деятельность участников в ситуации выбора. Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» проектная деятельность начала развиваться с 2008 года. Руководствуясь положением, что работа над проектом проходит шесть стадий (подготовка, планирование, исследование, результаты и выводы, представление и отчет, оценка результатов) был разработан долгосрочный проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности детей старшего дошкольного возраста». В его основе лежит особое отношение к близким людям, к сверстникам, к месту, где родился и живёт, к воспитанию достойного гражданина своей страны, а это является основой социальных понятий нравственного воспитания дошкольника. Цели проекта: 1.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями. 2.Создание условий благоприятного климата взаимодействия с родителями для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. 3.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство для развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Задачи проекта: 1.Создать условия для работы дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей. 2.Ориентировать родителей на формирование предпосылок морального развития ребёнка. 3.Во взаимодействии семьи и ДОУ продолжать формировать нормы поведения и положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. 4.Формировать доверие ребёнка к взрослому как к партнёру по внеситуативно-личностному общению. 5.В партнёрстве ДОУ и родителей, продолжать развивать в детях патриотическое отношение к своей стране. 6.Составить рекомендации для воспитателей ДОУ.
Предполагаемые результаты проекта: - положительная динамика сформированности нравственных качеств дошкольников; - совершенствование работы с детьми по данной проблеме; - расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения; - проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции; - уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения. Этапы работы: I. Информационный · Подбор литературы · Выбор методов и приёмов работы · Изучение семей · Начальная диагностика детей и родителей II. Технологический · Перспективное планирование сотрудничества с родителями. - занятия; - консультации; - библиотека молодой семьи; - папки передвижки и др. · Планирование занятий · Планирование мероприятий · Конспекты занятий III. Организационный · Создание предметно - развивающей среды - древо « Добрых дел»; - макеты, планы, схемы; - выставки; - альбомы «Мой город», «Моя семья», «От Я до…», «Наши труженики» т. д.; - стенгазеты из жизни семьи … IV. Практический · Проведения занятий · Экскурсии · Участие в тематических выставках рисунков и поделок · Встречи с интересными людьми · Проведение родительских занятий, консультаций, бесед … · Праздники, развлечения. V. Результативный · Конечная диагностика · Подведение итогов работы · Вывод В достижении целей и задач были использованы различные формы и методы работы с родителями: Проект был разработан с учетом всех видов деятельности в ДОУ: занятия, беседы, игры, творчество, праздники и развлечения, чтение художественной литературы и т.д. Основной задачей педагогов стало создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела и разработанный проект является решением данной задачи, в котором были выбраны эффективные формы взаимодействия родителей и ДОУ, что отразилось через динамику в диагностиках с детьми и родителями по развитию нравственности детей старшего дошкольного возраста. В результате применения метода проекта по теме «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста» уровень нравственной воспитанности детей повысился, что подтверждается результатами обследования: (отношение со сверстниками (доброта, честность); отношение к малышам (внимание, сочувствие); отношение к взрослым (уважение, забота); представление о многообразии народов мира; правила культурного поведения)
В результате целенаправленной работы с родителями по нравственному воспитанию детей повысился и уровень готовности родителей к взаимодействию с ДОУ
Метод проектов, применяемый в нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» помог установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединить их в одну команду для решения такой актуальной задачи, как нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Сегодня партнёрство семьи и образовательного учреждения – это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Но для его становления требуется серьёзная предварительная работа педагогического коллектива по развитию готовности родителей к активному и эффективному сотрудничеству в вопросах нравственного воспитания детей. Необходимо искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы воспитания. Список литературы: 1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. Москва, 1979. 2. Жуковская Р.И. Руководство творческими играми дошкольников. – М., 1973. – 94 с. 3. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - с.98-100. 4. Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье. - М., 1990. 5. Доронова Т.Н. Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001. 17 мая 2012 в 12:02
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.