Детский сад №4 г.Нелидово Тверской области

"Использование метода проекта в работе по взаимодействию ДОУ и семьи в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста"

Дементьева Ольга Юрьевна заведующая

К сожалению, сегодня нельзя сказать, что взаимодействие дошкольных образовательных учреждений и семьи находятся на удовлетворительном уровне. Большое количество современных педагогических публикаций посвящено этой проблеме, проводятся специальные исследования, посвящённые взаимодействию семьи и образовательного учреждения и социума в целом, но реальная практика очень медленно меняется в лучшую сторону.

В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. Это касается и нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. По­этому проблема нравственного воспитания детей постоянно находится в центре внимания общества. «Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение индивидом моральных ценно­стей, выражение нравственных качеств, способности ориентироваться на идеал, жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда убеж­дения и представления о должном воплощаются в реальных поступках и поведении» [1. с. 28]. Именно в дошкольные годы под руководством взрослых ребёнок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, вещам, природе, усваивает моральные нормы. Руководя деятельностью детей, педагог формирует у них такие важные для человека черты, как любовь к Родине, доброжелательность и уважение к окружающим, бережное отношение к результатам труда людей, желание посильно помогать им.

Высокие результаты в нравственном развитии детей возможны лишь при взаимодействии ДОУ и семьи, направленные на морально - ценностные взаимоотношения между взрослыми, взрослыми и детьми, при взаимной заботе педагогов и родителей о поддержании авторитета взрослых в глазах детей. Важно, чтобы влияние семьи и детского сада на ребенка шло в едином направлении. Отсутствие контактов между ними приводит к раздвоенности личности ребенка, поскольку он пытается приспосабливаться к нередко противоречивым требованиям.

Нравственные формирования личности дошкольника требует не только единства воспитания родителей и педагогов, но и соблюдения определённых педагогических условий:

- чёткой поставки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;

- гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребёнка, его состояние, мотивы поступков;

- создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения, принципы коллективизма [2].

Практика показывает, что одним из путей вовлечения родителей в совместное решение данной проблемы является проектная деятельность. Проектная деятельность способствует более тесному взаимодействию взрослых и детей, проявлению у родителей интереса к проблемам дошкольного учреждения и становлению родителей, как активных участников  жизни детского сада, что позволяет более эффективному воспитанию нравственности у детей старшего дошкольного возраста.

Для того чтобы овладеть методом проекта, необходимо знать, что проекты могут быть разными, они классифицируются:

· по составу участников;

· по целевой установке;

· по тематике;

· по срокам реализации.

Типы проектов в ДОУ: исследовательско – творческий; ролево-игровой; творческий; иноформационно – практико – ориентированный.

Виды проектов в ДОУ: творческий, комплексный, межгрупповой, групповой, индивидуальный, исследовательский.

Продолжительность проектов в ДОУ: краткосрочный проект; проект средней продол­жительности; долгосрочный проект.

Основные условия применения метода проектов сводятся к следую­щему: существование проблемы, требующей решения путем поиска; зна­чимость предполагаемых результатов (познавательная, практическая, тео­ретическая); применение исследовательских (творческих) методов при проектировании; структурирование этапов выполнения проекта; самостоя­тельная деятельность участников в ситуации выбора.

Изучив методическую литературу и познакомившись с опытом работы педагогических коллективов других дошкольных учреждений, мы убедились в эффективности использования «метода проектов» в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

В нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» проектная деятельность начала развиваться с 2008 года. Руководствуясь положением, что работа над проектом проходит шесть стадий (подготовка, планирование, исследование, результаты и вы­воды, представление и отчет, оценка результатов) был разработан долгосрочный проект «Взаимодействие ДОУ и семьи по воспитанию нравственности детей старшего дошкольного возраста». В его основе лежит особое отношение к близким людям, к сверстникам, к месту, где родился и живёт, к воспитанию достойного гражданина своей страны, а это является основой социальных понятий нравственного воспитания дошкольника.

Цели проекта:

1.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

2.Создание условий  благоприятного климата взаимодействия с родителями для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела.

3.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство для развития нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

1.Создать условия для работы дошкольного образовательного учреждения по повышению психолого-педагогической культуры родителей.

2.Ориентировать родителей на  формирование  предпосылок морального развития ребёнка.

3.Во взаимодействии семьи и ДОУ продолжать формировать  нормы поведения и положительные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

4.Формировать доверие ребёнка к взрослому как к партнёру по внеситуативно-личностному общению.

5.В партнёрстве ДОУ и родителей, продолжать развивать в детях  патриотическое отношение к своей стране.

6.Составить рекомендации для воспитателей ДОУ.

Предполагаемые результаты проекта:

-  положительная динамика сформированности нравственных качеств дошкольников;

-  совершенствование работы с детьми по данной проблеме;

- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;

- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;

- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.

Этапы работы:

I. Информационный

· Подбор литературы

· Выбор методов и приёмов работы

· Изучение семей

· Начальная диагностика детей и родителей

II. Технологический

· Перспективное планирование

сотрудничества с родителями.

- занятия;

- консультации;

- библиотека молодой семьи;

- папки передвижки и др.

· Планирование занятий

· Планирование мероприятий

· Конспекты занятий

III. Организационный

· Создание предметно -  

развивающей среды

- древо « Добрых дел»;

- макеты, планы, схемы;

- выставки;

- альбомы «Мой город»,  «Моя семья», «От Я до…», «Наши труженики» т. д.;

- стенгазеты из жизни семьи …

IV. Практический

· Проведения занятий

· Экскурсии

· Участие в тематических выставках рисунков и поделок

· Встречи с интересными людьми

· Проведение родительских занятий, консультаций, бесед …

· Праздники, развлечения.

V. Результативный

· Конечная диагностика

· Подведение итогов работы

· Вывод

В достижении целей и задач были использованы различные формы и методы работы с родителями:

b86d5f4e11acc080f71411fb73ab0b8e.jpg

Проект был разработан с учетом всех видов деятельности в ДОУ: занятия, беседы, игры, творчество, праздники и развлечения, чтение художественной литературы и т.д. Основной задачей педагогов стало создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела  и разработанный проект является решением данной задачи, в котором были выбраны эффективные формы взаимодействия родителей и  ДОУ, что отразилось через динамику в диагностиках с детьми и родителями по развитию нравственности детей старшего дошкольного возраста.

В результате применения метода проекта по теме «Взаимодействие ДОУ и семьи по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста» уровень нравственной воспитанности детей повысился, что подтверждается результатами обследования: (отношение со сверстниками (доброта, честность); отношение к малышам (внимание, сочувствие); отношение к взрослым (уважение, забота); представление о многообразии народов мира; правила культурного поведения)

Начальный этап работы 2008 год

Конечный этап работы 2010 год

высокий уровень  – 0 %,

средний уровень – 62 %,

низкий уровень – 38 %.

  высокий уровень  – 57 %,

  средний уровень – 43 %,

  низкий уровень – 0 %.

В результате целенаправленной работы с родителями по нравственному воспитанию детей повысился и уровень готовности родителей к взаимодействию с ДОУ

Уровни готовности родителей к взаимодействию с ДОУ

Количество семей (%)

на начальном этапе

Количество семей (%)

на конечном этапе

Высокий

14

38

Средний

14

48

Низкий

72

14

Отсутствие готовности

0

0

Метод проектов, применяемый в нашем муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 4» помог установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объединить их в одну команду для решения такой актуальной задачи, как нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня партнёрство семьи и образовательного учреждения – это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Но для его становления требуется серьёзная предварительная работа педагогического коллектива по развитию готовности родителей к активному и эффективному сотрудничеству  в вопросах нравственного воспитания детей. Необходимо искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих родных и близких. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно будут решать проблемы воспитания.

Список литературы:

1. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. Москва, 1979.

2. Жуковская Р.И. Руководство творческими играми дошкольников. – М., 1973. – 94 с.

3. Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире //Дош­кольное воспитание. - 2001. - № 9. - с.98-100.

4. Лаптенок С.Д. Нравственное развитие личности в семье. - М., 1990.

5. Доронова Т.Н. Соловьева Е.В. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития. М.: Линка-Пресс, 2001.


17 мая 2012 в 12:02