Детский сад №4 г.Нелидово Тверской области

"Создание условий в ДОУ для успешной социализации дошкольников."

Жизнь человека в обществе начинается с детского сада (слайд 2) и именно основы общественных отношений, заложенные воспитателем, являются определяющими в дальнейшем развитии ребенка. Сегодня детский сад рассматривается как основной институт социализации. Поэтому наиболее актуальная задача дошкольного образования – создание условий для успешной социализации воспитанников. Социализация дошкольника включает: освоение первоначальных представлений социального характера, (слайд 3) включение детей в систему социальных отношений, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Социализация в детском саду прежде всего начинается (слайд 4)  с поступления ребенка в дошкольное учреждение и является особым периодом его жизни.

Для успешной адаптации малыша мы организуем:
1) посещение ребенком вместе с мамой игрового участка детского сада до поступления в учреждение (на протяжении нескольких недель);

2)доброжелательное отношение к малышам; (слайд 5)  

3) обеспечение стабильности педагогического состава и других сотрудников ДОУ на весь период адаптации детей;

4) обеспечение щадящего режима пребывания ребёнка в детском саду;

5) создание зон для игровой деятельности малышей.

Мы стараемся создать (слайд 6) комфортную атмосферу для каждого ребенка, способствующую развитию его индивидуальности, творчества, навыков созидательной деятельности и достижения жизненного успеха.

Второе условие - это создание развивающей  предметно-пространственной (слайд 7)  среды, которая настраивает на эмоциональный лад, обеспечивает гармоничное отношение между ребенком и окружающим миром, предоставляет ребенку свободу, оказывает влияние на мироощущение, самочувствие, здоровье (слайд 8).  Такая среда необходима детям, прежде всего, потому, что выполняет по отношению к ним информативную функцию – каждый предмет несет определенные сведения об окружающем мире, становится средством (слайд 9)  передачи социального опыта. Организуя предметно-пространственную развивающую среду в детском саду, наши педагоги учитывали принцип личностно-ориентированной модели воспитания, (слайд 10)  особенности поэтапного развития игровой деятельности детей, требования ФГОС ДО. 

Третье условие – реализация общеобразовательной программы, педагогически целесообразное построение воспитательно-образовательного процесса через совместную с педагогом и самостоятельную детскую деятельность. Согласно ФГОС ДО (слайд 11)  основными моделями организации образовательного процесса являются совместная деятельность взрослого и детей и самостоятельная деятельность. Основным средством совместной деятельности выступает общение, поэтому в ДОУ создана единая коммуникативная среда (слайд 12). Важным условием организации социально-ориентированной образовательной деятельности является партнёрство, которое даёт возможность включить детей в выполнение реальных дел, участие в проектах, (слайд 13)  в выставках и других мероприятиях.

Четвертое условие – развитие коммуникативной компетентности. В качестве одного из главных средств формирования коммуникативной компетентности выступает игровая деятельность детей (слайд 14). В ходе игры формируется умение вступать в общение и сотрудничество друг с другом, и с взрослыми.  Во время игры у детей формируется игровая позиция, соответствующая принятым в обществе нормам, правилам, способам поведения в разных ситуациях (слайд 15). Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняясь социальным нормам и правилам поведения. В процессе игры раскрывается социальная польза выбранной роли. Ребёнок получает представления о многообразии социальных ролей, выполняемых взрослыми.

Ещё одним важным условием является профессионализм воспитателей, (слайд 16)  специалистов дошкольного учреждения, способных оказывать влияние на развитие личности дошкольника. Желание

понять и помочь – должен быть основной принцип педагога.

Повышение профессиональной компетентности (слайд 17)  педагогов в области социально-коммуникативного развития детей происходит через, семинары-практикумы, деловые игры, дискуссии, круглые столы, разработку методических рекомендаций для педагогов ДОУ. Основная цель проведения различных форм обучения – это обновление (слайд 18)  теоретических знаний, совершенствование навыков и развитие практических умений в связи с необходимостью освоения новых способов решения профессиональных задач. Все формы методической работы направлены на повышение квалификации и мастерства воспитателя.

При всех самых замечательных условиях, созданных в детском саду, дошкольное образовательное учреждение лишь дополняет воспитание, получаемое ребенком в семье (слайд 19). Признание приоритета семейного воспитания требует нового отношения к семье и новых форм работы с семьями (слайд 20) со стороны дошкольного учреждения. Вот почему одной из главных задач нашей деятельности является создание полноценного социального сотрудничества в триаде “педагог-дети-родители”.

Сотрудничество - общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Родители активные участники образовательного процесса (слайд 21).

Ответственность дошкольных образовательных организаций за социализацию ребенка чрезвычайно высока, так как все последующие социальные воздействия и модели поведения накладываются на первичную модель социализации, сформированную в дошкольном детстве (слайд 22). Первичная модель социализации как наиболее устойчивая и определяет последующие социальные переживания и социальные отношения ребенка.

         

9 октября 2015 в 15:33

Прикреплённые файлы:

sotsializatsiya_2ihpf.pptx | 14274,29 Кб